Завальная яма

 

Завальная яма занимает одно из самых ответственных мест в системе зерноочистки.

Варианты завальной ямы

1.  Самый распространенный вариант завальной ямы со времен СССР — это маленькая завальная яма (см.рисунок 1.1), рассчитанная на задний свал таких автомобилей как: ГАЗ-53 или ЗИЛ-130. Подобные завальные ямы комплектуются ГУАРами.

Преимущества:

— небольшие габариты;

— сравнительно небольшая себестоимость.

Недостатки:

— очень маленький объем;

— невозможно разгрузить КАМАЗ.

2. В дальнейшем, по мере необходимости, производилась реконструкция завальной ямы первого варианта. Она выросла в ширину, высоту, глубину (см. рисунок 1.2).

Эта завальная яма имеет большую вместимость (в некоторых хозяйствах ямы вмещают до 100 т. пшеницы).

Преимущества:

— длина завальной ямы позволяет разгрузить, как на боковой свал, так и на задний свал;

— подходит для небольших хозяйствах в силу своей сравнительно небольшой себестоимости относительно завальных ям рассматриваемых ниже.

Недостатки:

— просыпание зерна на землю во время разгрузки автомобильного транспорта (все же наша Российская действительность);

— недостаток, который допускали специалисты при строительстве данной завальной ямы — недостаточная глубина, а как следствие — недостаточный угол схода продукта со стенки (должен быть не менее 45 градусов).

3. Где-то с 2000-х годов начинается строительство проездной завальной ямы (см. рисунок 1.3).

Преимущества:

— наличие системы зачистки сжатым воздухом можно применять не только для зачистки завальной ямы, но и для зачистки норий, транспортеров, технологического оборудования.

Недостатки:

— расходы на строительство несущего проезда, который позволяет проехать и разгрузиться самосвалу типа КАМАЗ;

— наличие такого элемента, как «мертвая зона» зависания продукта на несущих конструкциях проезда.

Вопрос «мертвой зоны» решают тремя способами:

1. Применение металлопроката, пространственное положение которого обеспечит полный сход продукта («минус » этого способа — цена).

2. На существующих металлоконструкциях приваривают полки под 45 градусов из тонкого металла («минус » — наличие полостей, в которых оседают пыль, влага, которые в дальнейшем подвержены гниению и возможно могут заразить урожай).

3. Использование для очистки систем со сжатым воздухом. («минус » — необходимо зачищать полость периодически. «Плюс » — сравнительно небольшая себестоимость; наличие системы зачистки сжатым воздухом, которую можно применять не только для зачистки завальной ямы, но и для зачистки норий, транспортеров, технологического оборудования.

Следующие три варианта завальных ям можно рассматривать вместе. Основная задача с которой справляются данные завальные ямы — возможность разгрузить автопоезд, то есть длина разгрузочной полости от 14 метров и длиннее. Такая завальная яма необходима при производительности зерноочистительного оборудования 80 т/ч и более по зерну пшеницы. В данном случае КАМАЗ с прицепом полностью встает на полость завальной ямы и за одну остановку разгружает и кузов и прицеп. Длительность такой разгрузки в среднем занимает 8-10 минут.

4. Завальная яма с двумя полостями, с разгрузкой полостей на две нории ( см. рисунок 1.4).

Преимущества:

— при остановке одной нории, можно вести очистку с другой нории не останавливая процесса зерноочистки. Специалисты, высоко оценивают такое преимущество.

Недостатки:

— меньшая вместимость в сравнении со следующими завальными ямами.

5. Механизированная завальная яма со скребковым транспортером по центру и поперечным для подачи продукта на норию (см. рисунок 1.5).

Преимущества:

— большая вместимость (в сравнении с 4 вариантом), длина до 25 метров.

Недостатки:

— наличие дополнительного транспортера дает удорожание конструкции и ещё дополнительный механизм в обслуживании.

6. Механизированная завальная яма со скребковым транспортером, смещенным относительно центра (см. рисунок 1.6).

Преимущества:

— возможность самотеком скинуть зерно на башмак нории.

Недостатки:

— необходимость заглубления башмака нории;

— относительно большая глубина полости завальной ямы.